Jump to content

AWM модели 1/144


alekshulga

Recommended Posts

Я так понимаю, в 1:100 нам стоит ждать Ту-104, 134, 154? И будет ли это оригинальная разработка или реплики Plasticart? 

Link to comment
Share on other sites

Свои мастерки. Сейчас в процессе "152".

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Мастер-детали планера изготовлены 

Великим художником-энтузиастом 100-го масштаба 

Владимиром Николаевичем Троицким. 

Шасси и горячий контур двигателей - 3D. 

773861637_124_REC.thumb.jpg.7fdb5d6ea209b0c0ad06b044c7ce1baf.jpg

587609337_124100.thumb.jpg.aca0aa44778a27b9bdd0af67291b06a0.jpg

  • Like 1
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

В 23.05.2023 в 11:00, Vladimir1:100 сказал:

Свои мастерки. Сейчас в процессе "152".

А «152»- это что за тип ?

Link to comment
Share on other sites

55 минут назад, exo2 сказал:

А «152»- это что за тип ?

Он на боковике коробки первый сверху. Несбыточная мечта всех Пластикартистов...:)

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

31 минуту назад, бак1 сказал:

Он на боковике коробки первый сверху. Несбыточная мечта всех Пластикартистов...

О, как... А я сначала подумал - опечатка и должно быть "154"

Link to comment
Share on other sites

19 часов назад, бак1 сказал:

Он на боковике коробки первый сверху. Несбыточная мечта всех Пластикартистов...:)

Спасибо! Я тоже, подумал сначала про опечатку и Ту-154.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Формы в наличии, надо только Диму Тищенко простимулировать ;)

Link to comment
Share on other sites

Рецензия в журнале М-Хобби (06/2015) на первый выпуск моделей Як-40 1/144 AWM.

Автор Дмитрий Колесник.

1388012088_-401.thumb.jpg.1ec23b978d2c4d5eb00603a86a7522d2.jpg

1440383804_-402.thumb.jpg.975f42fe9c18560b939494b5be128682.jpg

567196907_-403.thumb.jpg.a257cd333a852e53e27ee0dda38a2779.jpg

Мало кто не помнит замечательную кинокомедию Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Помните, «А такая же, но с перламутровыми пуговицами есть? Будем искать!» Если бы Семен Семеныч Горбунков сегодня искал сборную модель Як-40, ему не удалось бы отвертеться от покупки. Потому, что в серии из четырех моделей московской фирмы AWM есть буквально все. Правда, на коробках написано Jetliner-40, но к такой вынужденной «маскировке» мы, к сожалению, уже начали привыкать. Зато содержимое этих коробок способно удовлетворить едва ли не все запросы моделиста. Як-40 ранних выпусков, с «длинными» мотогондолами и «иголкой» перед стабилизатором, комплектуется двумя вариантами среднего двигателя, с реверсивным устройством и без оного, Як-40 поздних выпусков имеет уже укороченные мотогондолы и пилоны, и «зализанный» киль. Обе модели укомплектованы деталями интерьера тамбура, и позволяют собрать самолет как с убранным, так и откинутым трапом. Мало того, оба набора продублированы точно такими же, но с прозрачными деталями остекления окон и фонаря кабины пилотов для тех, кому не нравится имитация стекол декалью. Стоит набор со «стеклом» лишь немного дороже.

Серия из четырех таких наборов предоставляют моделисту возможность постройки практически любого серийного варианта Як-40 в предпочтительном исполнении.

Нельзя сказать, что Як-40 был обойден вниманием производителей моделей. Более того, пожалуй, из всех отечественных пассажирских самолетов именно Як-40 имеет самую большую китографию. Почти одновременно с началом массовой эксплуатации этого миниатюрного лайнера вышли первые его модели, завода «Кругозор» в масштабе 1:120 и восточнонемецкого Plastikart в масштабе 1:100. До середины 90-х годов было затишье, впрочем, коснувшееся всей темы гражданской авиации, а затем пошли модели уже в традиционном для этого направления стендового моделизма масштабе 1:144 – ОКБ-144, PAS-Models, Eastern Express. Причем, две последние фирмы представили по два варианта самолета, раннего и позднего выпусков. Но то ли отсутствие точных чертежей, то ли непростые обводы носовой части фюзеляжа каждый раз вызывали некоторое разочарование – вроде бы, все как надо, а смотришь на модель в сравнении с фотографией настоящего самолета – ну не то «выражение лица». С одной стороны, это скорее эстетическая оценка, с другой – именно это словосочетание наиболее точно отражает те незначительные нюансы, которые позволяют увидеть неточности в модели, вроде бы «попадающей» в чертежи. Мало уложиться в контуры видов сбоку и сверху, на зрительное восприятие влияют все переходы сечений, ведь носовая часть фюзеляжа большинства самолетов имеет очень сложную в трехмерном объеме форму. Вот и «лицо» Як-40 оказалось такой проблемной частью простого с виду самолета.

Другая сложность копирования Як-40 – большое число внешне видимых изменений, вносимых в самолет от серии к серии на протяжении практически всего срока выпуска. Уже в первой серии машин воздухозаборник среднего двигателя стал, в отличие от прототипа, скошенным, и приобрел небольшую аэродинамическую перегородку спереди, испытания выявили склонность двигателя №2 к помпажу на больших углах атаки, вызванную затенением воздухозаборника фюзеляжем. К концу 1970 года добавилось реверсивное устройство двигателя №2. Сам двигатель изменений не претерпел, просто на новой законцовке фюзеляжа появились вертикальные створки, отклоняющие часть выхлопного газа вперед/влево и вперед/вправо. С двадцатой серии исчезла «иголка» на вершине киля, перед стабилизатором, укорочены мотогондолы за счет сокращения длины воздухозаборника, а пилоны двигателей стали не только короче, но и изменилась форма их задних кромок.

Увеличение пассажировместимости  с 24 до 32 кресел сопровождалось появлением двух дополнительных окон в конце салона, по одному с каждого борта, с 1973 года на правом борту добавился аварийный выход.

Решить эту задачу – и поопробовала фирма AWM, предусмотрев большую часть этих изменений. Для того, чтобы показать большую часть из возможных вариантов, я выбрал для рецензирования два набора: Jetliner-40 Early с декальным «остеклением» (арт.40140), в варианте без реверсивного устройства, и Jetliner-40 Late с прозрачными стеклами (арт.40240). У «позднего» трап решил сделать в открытом положении. Сложнее было определиться с окраской. AWM предлагает варианты первоначальной окраски, белый самолет с голубой полосой-читлайном и голубыми же полосками на руле направления, как для Early, так и для Late, а кроме того, для раннего Як-40 еще «синюю птицу» с полностью голубым вертикальным оперением и двигателями. Есть окраска по стандарту Аэрофлота 1973 года, белый верх, серый низ и темно-синяя полоса. Все варианты относятся к советскому периоду эксплуатации, но к регистрационным знакам приложены дополнительные наборы цифр как «рубленого», так и «округлого» шрифта, что позволяет собрать практически любой серийный самолет. На выбор варианта повлиял вечный спор между сторонниками прозрачного и декального остекления: для чистоты эксперимента я оба самолета решил окрасить в цвета стандарта 1973 года, чтобы заодно выяснить, насколько велика разница между стеклами «настоящими» и «нарисованными».

Отливки чистые, с тонкой расшивкой, и как это стало уже привычным в моделях от AWM, питатели ко всем крупным деталям подведены только с внутренней стороны, что очень облегчает подготовку к сборке. Двигатели даны в полностью готовом виде, с компрессором спереди и соплами контуров сзади. Сопла не толще бумаги, но благодаря чистоте литья не требуют обработки и легко красятся кисточкой. Деталь фонаря кабины пилотов унифицирована – в варианте с декальным остеклением она отлита из обычной полиуретановой смолы, с прозрачным, соответственно, из прозрачной. Во втором случае в фюзеляже имеются отверстия иллюминаторов, а стекла сделаны аналогично моделям из пластика, в виде полосок прозрачной смолы с «пеньками» окон. Надо сказать, окна входят очень точно и плотно, заподлицо с обшивкой, а имеющийся в наборе комплект масок облегчает и упрощает работу.

Шасси неплохо проработаны, на пневматиках основных стоек есть даже протектор, а диск переднего колеса точно соответствует прототипу – глухой с одной стороны, и спицованный с другой. Передняя стойка настолько тонка, насколько технология литья позволяет это сделать, основные стойки по толщине несколько переразмерены, но в собранном виде они практически закрыты пневматиками, а нагрузка на них достаточно серьезна, так что некоторое увеличение толщины стоек выглядит оправданным. Интерьер входного тамбура частично отлит вместе с половинками фюзеляжа, частично (переборка с дверью и потолок) вклеиваются перед сборкой фюзеляжа, как и ниша передней стойки с полом кабины экипажа. В целом членение и деталировка мне очень понравились, видно, что разработчики думали об удобстве сборки и окраски, но не в ущерб копийности и деталировке.

Сборка оказалась очень простой, без пресловутой «опиловки по контуру» и прочих ухищрений. Из-за небольшого завала кромок половинок фюзеляжа после склейки остались канавки, которые, после проливки их затекающим цианакрилатным суперклеем, дополнительной шпаклевки почти не потребовали. Подогнать посадочные места крыльев и киля тоже несложно. Большего внимания потребовали боковые двигатели. Шпонки-фиксаторы на пилонах почти вдвое тоньше прорезей на фюзеляже, поэтому двигатели не только не держались в гнездах, но и не давали возможности спозиционироваить из по углу установки. На одном Яке я устранил проблему с помощью дополнительных фиксаторов из булавок с откушенными колечками, на другом – вклейкой в прорезь на фюзеляже полоски полистирола соответствующей толщины. Оба способа дали положительный результат, причем второй оказался существенно менее трудоемким. Для устранения небольшой щели между верхней частью пилона и фюзеляжем пришлось нарастить пилон цианакрилатным гелем с активатором. Это место несложно заделать и обычной шпаклевкой, но в этом случае двигатели пришлось бы красить уже на собранном самолете, а ввиду специфичности их окраски – синий верх, серый низ – это сделало бы процесс накладывания масок сложным и длительным, да и декаль проще перевести на «чистый» фюзеляж. В балансе вариантов явно предпочтительным выглядела предварительная точная подгонка двигателей с установкой их уже в самом конце работы. Впрочем, ко мне на сборку попали первые образцы отливок, и производитель заверил, что двигатели для серии будут доработаны.

Красил модель привычным (хотя и сильно подорожавшим) Мотипом, сцеживая из баллончиков белую №201, серую «светло-серый газ», алюминиевую 04007 (после стравливания надо дать отстояться минут 40, и красить верхней мелкозернистой фракцией) по грунту Tamiya. Темно-синюю краску для двигателей пришлось намешать из синего «Балтика» и черного под цвет декали.

Декаль оставила двоякое впечатление. Тонкая, отлично прилегающая, без смещения цветов, с разумным для масштаба 1:144 количеством «технички». Очень подробные инструкции с комментариями на каждый из вариантов. Необходимость точного подбора оттенка голубого или синего для двигателей и киля (в варианте «синей птицы») неприятна, но необходима – декаль на детали большой площади и с большой двойной кривизной редко удается положить без морщин или разрывов. Не понравились цвета стандарта 1973 года (слишком темный, особенно с учетом масштаба), но сказать, что он неправильный, нельзя. А вот декаль на иллюминаторы и стекла кабины пилотов только в одном варианте, черного цвета. Для ранних окрасок цвет, хоть и не выглядит натурально, по крайней мере имеет контраст с цветом читлайна. А вот на темно-синей полосе «нового» Аэрофлота окна просто пропадают. Разумеется, это не относится к модели с прозрачным остеклением, но это будет слабым утешением для тех, кто приобретет «декальный» вариант. Исправить ситуацию можно, задув полоску зоны окон серым или серо-голубым цветом, благо, на читлайне оставлены прозрачные дырки под все окна. Но из-за очень тонкой рамки, ограждающей стекла кабины пилотов, накрасить зону стекол без промахов чрезвычайно сложно. Производитель заверил, что в продажу наборы будут поступать с дополнительной «фотореалистичной» и серой декалью для окон, ну а мне пришлось нанести капельки Micro Kristal Klear от Microscale на иллюминаторы. Еле заметной толщины «линза» застывшего «жидкого стекла» позволяет визуально сделать окна немного более заметными. Для плоских стекол кабины экипажа такой способ, к сожалению, непригоден.

Рамка вокруг окон пилотской кабины и сам переплет тоже подкидывает сложностей. Дело в том, что толщина стоек (расстояние между масками на стекла) немного, но больше ширины стоек на декали фонаря, поэтому если просто перевести декаль на модель, окрашенную в области кабины белым цветом, есть риск получить белые окантовки стекол, к тому же неравномерные из-за погрешности при наклеивании масок. Выхода тут два: не снимая масок прокрасить тонкой кистью стойки цветом, подобранным для двигателей, или вместо предлагаемых масок на окна пилотской кабины сделать собственную (по контуру декали остекления) сплошную на всю зону оконного ряда, а переплет уже получить с помощью двух слоев декали из набора, сначала рамку белого цвета (для плотности и выравнивания оттенка), а уже на нее синюю. Но приятно, что и эта возможность предусмотрена.

В качестве резюме – на мой взгляд, серия AWM способна надолго «закрыть» тему поиска высококачественной модели самолета Як-40 большинства серий, хотя все ее достоинства смогут реализовать моделисты, имеющие опыт работы со смолой.

Результат способен оправдать все сложности (хотя их на самом деле не так много), и более высокую, чем у моделей из полистирола, цену.

 

Дмитрий Колесник

 

Edited by alekshulga
дополнение текста
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

А в 6 номере М-Хобби только что вышла моя же рецензия на Як-40 от "Звезды". До этого рецензировал Як-40 от Восточного экспресса и ПАС. Честно - уже в печенках сидит этот самолет (самый неудобный для пассажиров, на которых довелось летать).

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

А стабилизатор -то  на обоих вверх тормашками приклеен! (Прям как у Сереги когда-то):D

А мне наоборот Як-40 понравился, наверно больше всех. Правда, слетать довелось всего один раз (точнее два - туда и обратно), в новогодние каникулы 2007 - 2008г. Быково - Нижний. Это были крайние рейсы перед прекращением "регулярки" из БКВ. Через год в здании аэропорта уже ветер завывал и мусор по полу гонял, и зачем-то светилось единственное окошко кассы. В котором я наивно спрашивал унылую кассиршу, есть ли еще рейс в Горький. Еще изредка летали какие-то "Декстеры", а потом аэропорт закрыли окончательно.

Тот самый борт:

2125375791_401.thumb.jpg.fec4a841a8b50fa1144fd94fb540a152.jpg

Link to comment
Share on other sites

51 минуту назад, Vladimir1:100 сказал:

А стабилизатор -то  на обоих вверх тормашками приклеен! (Прям как у Сереги когда-то):D

Нет. Вверх тормашками - это если выпуклой стороной вверх.

Stab.jpg

Link to comment
Share on other sites

Так значит вот эта байда сверху -не с той стороны к стабу приделана :unsure:

Link to comment
Share on other sites

10 минут назад, Vladimir1:100 сказал:

Так значит вот эта байда сверху -не с той стороны к стабу приделана 

Тогда это вопрос к автору мастер-модели. Я исходил из аэродинамики.

Link to comment
Share on other sites

Эт-то понятно, но исходя из визуальной заметности - я бы выбрал установку "байдой" вниз.  А профиль.. ну не лететь же на нем! (Автор тут не я, если что)

Link to comment
Share on other sites

Примеры правильной установки стабилизатора на моделях Як-40 1/144 AWM:

896275823_40AWM32.thumb.jpg.e24659c9349ad21d4293d234315df846.jpg

873175980_40AWM18.thumb.JPG.b893a05ac2c0c404ef0a31e50d7a2f80.JPG

1080633722_40AWM19.thumb.JPG.c2b0e8074902965969ee528bef217c46.JPG

Инструкция по сборке не менялась с момента выпуска в 2015 году:

1554238414_YAK-40earlyinst1.thumb.jpg.bada524bc1bb80013f9da2dbe8902f80.jpg

89710999_YAK-40Lateinstr1.thumb.jpg.9eebdc9eb5d3e9bf834f1b06c7fed3e8.jpg

 

 

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, alekshulga сказал:

Примеры правильной установки стабилизатора на моделях Як-40 1/144 AWM

Тут безвыходная ситуация - или обтекатель правильно, но тогда профиль стабилизатора наоборот, или профиль правильно, но тогда косяк с обтекателем.

Каюсь, повелся на профиль (занимаюсь-то аэродинамикой на работе), не обратил внимания на обтекатель. Но в детали ошибка по-любому.

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Triela сказал:

Тут безвыходная ситуация - или обтекатель правильно, но тогда профиль стабилизатора наоборот, или профиль правильно, но тогда косяк с обтекателем.

Каюсь, повелся на профиль (занимаюсь-то аэродинамикой на работе), не обратил внимания на обтекатель. Но в детали ошибка по-любому.

А разве у Як-40 профиль стабилизатора не симметричный!?  наоборот он быть не могет быть по определению потому как без разницы.:)

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Даже если и есть там "антикрыльность", то не такая заметная, это не Як-42 и не Л410. А точнее могут только сотрудники КБ Яковлева сказать.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...