Перейти к содержанию

Учим матчасть вертолётов


andrey-58

Рекомендуемые сообщения

Я сегодня тут "поумничал" - по поводу ХВ на моделях вертолётов Ми, и тёзка Андрей WALKER высказал в комментариях мысль  о "чайниках" , ничего в матчасти не соображающих...

Ну и вот рискну создать тему по матчасти вертолётов Ми, как мне более близких...

Начну с Ми - 1А / Ми - 1М.

 Речь только об основных отличиях во внешнем виде, ибо , в основном , это - то и интересно моделистам.

Ми - 1А - первая серийная модификация вертолёта, Ми -1 или вообще не строился или строился  очень малой серией.

Было ДВЕ основные модификации - Ми - 1А и Ми - 1АУ - учебный, двухместный. Все остальные буквы , в частности "Т", как на чертежах - "трёхсот часовой" отражали заводские доработки и в эксплуатации не озвучивались. Не существовало серийной модели Ми - 3, только опытная машина.

Так вот , "АУ". Была доработана ферма фюзеляжа под перекомпоновку кабины - убран пассажирский диван, перенесено кресло и управление  командира, добавлено кресло и управление курсанта. Над местом инструктора вместо плоского стекла установлен блистер, увеличивающий высоту кабины над головой. Для обучения  полётам по приборам кабина оборудована системой шторок. .Ну и радиооборудование  там изменено... ну это не важно для нас...

Выкладываю несколько схем и чертёжики Ми - 1А. Дана компоновка кабины Ми - 1МУ, но точно такая же была и у АУ.

 

16.jpg

20.jpg

Ми - 1АУ.jpg

сканирование0070.jpg

 

File0288.jpg

Изменено пользователем andrey-58
  • Like 3
  • Upvote 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ми - 1М.

 Основные отличия от Ми - 1А -

Установлены цельнометаллические лопасти.

Ферма фюзеляжа увеличена по ширине на 160мм и по высоте, соответственно увеличились габариты кабины.

Изменена форма остекления кабины.

Изменена форма носа, стал менее острым.

На хвостовой балке, внизу, смонтирован контейнер для датчика ГИК - гироиндукционного компаса.

Предусмотрена навеска санитарных гондол.

В задней части фюзеляжа появилась крышка  люка багажника.

На чертеже и фото вертолёт с лопастями смешанной конструкции, первые серии шли в такой комплектации. Кстати, лопасти от Ми - 2 подходят к Ми - 1М по креплению, потому на памятниках и в музеях такая замена встречается. В моём облаке есть хорошая статья от поляков по этому аппарату - https://cloud.mail.ru/public/BznE/TE1HVEhSr   File0286.thumb.jpg.c29eb7473d3c27787fa9312dcbeef08b.jpg

 

File0287.jpg

 

 

Ми - 1М лопасти_004.jpg

Ми - 1М лопасти_002.jpg

Изменено пользователем andrey-58
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, andrey-58 сказал:

Ну и вопрос к уважаемым коллегам - "А оно нам надо?!?" Тема такая?

Надо! Особенно по Ми-2. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исправление и дополнение по Ми - 1

Во - первых  - поляки обсняли Ми - 1А, пока пост готовил - помнил об этом, потом "замкнуло" и ссылку кинул в Ми - 1М.

Во - вторых - внимательно смотрите фото прототипов - у Ми - 1А две антенные мачты на капоте редуктора, у Ми - 1М - одна , слева.

Есть фото Ми - 1 М с "пузырями" на боковинах редукторного отсека, есть - без. С чем это связано не знаю.

В АиВ  № 4 , 1998 год,  в монографии "Милевская "единичка"" В. Михеев пишет что с начала 60-х годов в серии строится Ми - 1М и Ми - 1 МНХ оснащённый цельнометаллическими лопастями и  ГИДРОУСИЛИТЕЛЯМИ , Установка гидроусилителей была связана с увеличившимися усилиями на ручке управления и неустойчивостью на некоторых режимах полёта и вариантах загрузки.Но в книге "Ми - 1М , дополнение к техническому описанию вертолёта Ми - 1А" , Военное издательство министерства обороны , Москва, 1963 год , об усилителях ни слова. (Отличия Ми - 1М от Ми - 1А я списал из этой книги.) В статье Сергея Колосова "Всё начиналось с "единички"", журнал "Самолёты мира" №1 1998 год , рассказывается об испытаниях машины с ЦМ лопастями и компенсирующим крылом.Как я понял в результате изменили углы установки триммерных пластин на лопастях и дело улучшилось.. Да, упоминается о машинах с бустерами.  В частности пишется, что в 1958 году Ми - 1 М с металлическими лопастями и ОПЫТНЫМИ гидроусилителями  БУ - 50 прошёл заводские испытания, в 1959 году - сравнительные испытания одной  машины с ГУ и другой с компенсирующим крылом... В итоге о серии -  "ни гу-гу". Собственно сей пассаж адресован любителям всё открывать,может быть кто - то что - то знает более конкретно.

И добавлю фото сельскохозяйственных машин и 1А и 1М и машины  с санитарной гондолой. Кстати, гондола была одна, справа, слева вешался доп. бак. Фото на Шипке ошибочно подписано Ми - 1А , там Ми - 1М

 

768543_a700a30e8e3285ea6ee62ea85367ea6d.jpg

Mi-1_ambulance.JPG

Mi-1-4.jpg

Mil_Mi-1_Hun_1.jpg

Ми-1А шипка ок+.jpg

Ми - 1А СХ.JPG

800px-Mil_Mi-1_(OH-HRC)_Keski-Suomen_ilmailumuseo_1.JPG

Valmet_Vihuri_(VH-18)_Keski-Suomen_ilmailumuseo_2.JPG

Изменено пользователем andrey-58
  • Upvote 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И вот ещё одна фотография, сюжет  которой может стать сюжетом диарамки - это процедура именуемая "конус бить", по инструкции - "Проверка соконусности лопастей". Проводится после установки лопастей на вертолёт. "Соконусным называется такое движение лопастей несущего винта при вращении, при котором они движутся по поверхности одного и того же конуса" Процесс: звонок в эскадрилью лётчикам  - "Ну подходите на борт №... Конус бить.." Пока идут, техник делает вот что - концы лопастей  проверяемого винта окрашивает в разные цвета, для этого у инженера есть заветная коробочка цветных карандашиков.... Готовит  приспособление, в принципе - обычная труба, берёт пачку старых листов бумаги - или тонкий картон или ватман, сворачивает трубочкой, вставляет в трубу, и с ним прибывает на борт. Приходит лётчик, будит заснувшего в салоне техника - "Ну чё, запуск?" - "Ага..." Запуск, выход на режим, техник уже стоит под окружностью винта, поднимает приспособу.... чирк, картон в клочья, лётчик матом , техник в тоске... опять всё с начала.... Не, не... Так быть не может.... Но бывает.... А должны  лопасти  аккуратно чиркнуть концами по бумаге , оставив три метки если полный раздрызг или две - одна двух цветная ,одна отдельная, если одна лопасть вылетела , ну или одна метка - трёхцветная, если всё "Зашибись!!". Потом регулировка,если что не так, потом -  "Конус бьём", опять смотрим...

1346046_d923b8f318ed737f66e65236dd9fbf2c.jpg

Изменено пользователем andrey-58
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добавлю, если можно, фото своего первого тренера, настоящий человек , летчик и авиамоделист давший мне путевку в авиамодельное небо...

i (1).jpg

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И д

5 часов назад, бак1 сказал:

Добавлю, если можно, фото своего первого тренера, настоящий человек , летчик и авиамоделист давший мне путевку в авиамодельное небо...

i (1).jpg

И даже нужно! Спасибо!

  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добавка по Ми - 1 - на фото сельскохозяйственных  не просматриваются антенны РВ и контейнер ГИК .... Почему бы это?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь по просьбе другого тёзки - Андрея бак1 поговорим о Ми - 2.

Разговор будет ТОЛЬКО о СЕРИЙНЫХ ГРАЖДАНСКИХ бортах.

Ещё позавчера я подумывал уложиться в один коротенький пост мол, Ми - 2 он и в Африке Ми - 2, и всей разницы - жабры на радиоотсеке... Ага! Щаз!!! Чуть копнул и ....

В общем по внешнему виду фюзеляжи я пока делю на три типа, (а там вдруг ещё что появится...) -  (по предполагаемой очерёдности производства)

Со сдвижным  блистером слева и лючками на правом борту

Со сдвижной дверью слева и жабрами охлаждения радиоотсека

Со сдвижной дверью и без жабр.

Дверь слева , вроде как появилась после 20 производственной серии, откуда я эти данные взял - не помню.

 Дополнительно по внешности - на вертолётах для армии и ДОСААФ ( а оно , как известно, резерв!) на носу и под промежуточным редуктором  монтировались антенны , а  в грузовой / пассажирской кабине -  сейф,   системы .....  в общем какой - то сов. секретной системы.

Для справки , расшифровка заводского серийного номера, он наносился на хвостовой балке перед стабилизатором.

Итак, серийник ( взят с потолка) : 514540125

51  - транспортная машина  ( 52 - сельхоз. вариант ; 53 -пассажирская ; 54 - учебная ; 55 - спасатель ; 56 - боевой.)

45 -№ серии

40 - № в серии

12 - месяц выпуска , декабрь

5  - последняя цифра года выпуска.

 В 89 - 90 годах мы получали машины 100-х серий.

По поводу предназначения бортов и , соответственно, первой цифры - к нам поступали машины с обозначением "54", но все оборудованные бортовыми лебёдками  и дежурили по весне как спасатели...

В начале 80-х , видимо в 81 - 82 году, пришли новые борта, открыли контейнер а там -  чего - то полосатое!  Оказалось, где -то что - то спутали и пришла к нам сельская хозяйка.... Звонили, писали, решали - в общем её не состоявшиеся эксплуатанты нашлись, позвонили в УАЦ и сказали " Да не парьтесь, работайте, ваша у нас тут уже клопов - жуков травит по полной" Это к чему - ЛЮБОЙ вариант мог быть переоборудован в ЛЮБОЙ силами техников эксплуатирующего предприятия, благо оборудование, в частности санитарное, шло в комплекте. Так и летала у нас, вся зелёная , с белыми полосами. Б\Н , помню был жёлтый   "14".

Никогда , нигде, не видел работу Ми - 2 с внешней подвеской.В тех описании вертолёта эта система описана, но большущий вопрос применялась - ли когда - то ?!?

Не строились серийно вертолёты с двигателями мощность 450л.с., двигателя не работали нормально.

 Далее свою писанину буду сопровождать фотографиями, они собраны попарно, на всех слева - "было" , справа - "стало"

Прилагается фото списанной машины с видимым серийным номером.

scale_2400.jpg

  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Начнём с хвостовой балки.

На ранних сериях антенны радиовысотомера располагались снаружи балки , потом они переместились внутрь, вырезы в балке закрывались плоскими крышками на винтах , стыки герметизировались.

Кожух вала на ранних сериях полностью крепился на винтах , для обслуживания  карданных шарниров и опор вала были прорезаны лючки, крепившиеся на рояльных петлях и закрывавшиеся  на три замка ДЗУС каждый. На поздних сериях кожух стал полностью откидным так же на рояльной петле и замки ДЗУС. Вот на фото разбитой машины из предыдущего поста отлично видно крепление кожуха поздних серийDSCF1764.thumb.JPG.476532dac18216838b8c70a7ccbca6ee.JPG

mi-2_0211.jpg

Mi-2_Klimovsk_104.jpg

Изменено пользователем andrey-58
  • Like 1
  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Охлаждение радиоотсека. Ну тут без особенностей. На зелёном сохранилась тросовая антенна,двухлучевая, между ними есть перемычка , на фото её слабо, но видно, на правом борту луч крепился аналогично, но ввод был только на левом, вторые точки крепления были на законцовках стабилизаторов,  с помощью карабинчиков за кольца.

DSCF1436 _2_.JPG

Изменено пользователем andrey-58
  • Like 1
  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:( Прошу прощения - серийник я не с потолка взял, а когда - то с АиВ - монографии списал.....:( И забыл об этом.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь по средним капотам двигателя  и правому борту фюзеляжа. На капотах , за выхлопными патрубками были лючки с врезанными в них сетками, потом лючки упразднили а сетки врезали в капот.

 На правом борту исчез лючок сигнализатора заправки бака (нижний), и техники изворачивались на заправке, держа пистолет в левой руке и наблюдая за показанием топливомера или через стекло в двери или  через открытую дверь....

Исчез лючок краника слива дренажного бачка двигателей, его перенесли под выпуклый лючок внизу.

DSCF1338.JPG

  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всем доброго дня!

теперь о военной аппаратуре, точнее о корпусах антенн и сейфе. Что это за аппаратура я не знаю. У нас её не было.

Сейф я обмерял лет.....35 тому назад.

А вот "рожки" и короб под балкой - :(

Дверь с жалюзи на сейфе съёмная, вроде на двух замках.

Подушка на сейфе - поролоновый матрасик ,обшитый ХБ тканью,зелёный чехол можно снять. Подушки на пилотские сиденья- такая же конструкция.

 

45239882.jpg

 

Resize of 119mi2b - копия.jpg

mi-2_0001.jpg

Изменено пользователем andrey-58
  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и о внешнем изменении , которое повлекло капитальные изменения в компоновке кабины экипажа.

Замена левого сдвижного блистера на сдвижную дверь.

Как до этого командир на своё место попадал - я бы с удовольствием посмотрел.... Особенно если вертолёт с двойным управлением...

 Ну ладно, приступим. Изменилось это всё к 20 серии, где - то вначале 70-х годов. Фото верхних электропультов и потолка  современной кабины  мои, это снято в одном из последних вертолётов нашего УАЦ перед отправкой их в Москву.Все изменения видны на фото.  После замены на дверь часть пультов из-под блистера  переместили на электропульты на потолок, часть - на приборную доску. Видимо тогда же панели пультов и приборной доски стали зелёными. Но в этом я не уверен.72120043.thumb.JPG.5299661621dc04819c42f9165792a198.JPGDSCF1384.thumb.JPG.c86f980fe703f3a02fafb25fd084a37c.JPG

DSCF1416.JPG

DSCF1431.JPG

DSCF1432.JPG

MI-2_IYETO_kn1_ch2_017.jpg

  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всем доброго дня!

Собственно это всё , что я нарыл в сети по внешним  различиям в конструкции вертолётов  разных периодов выпуска.

Добавлю - отличались компоновки приборных  досок вертолётов   для иностранных эксплуатантов. Позднее стали комплектовать ДжПиэС навигаторами и проч....

Сделать подборку с открытыми капотами? Нужны ли заводские схемы , почти чертежи , с размерами двигателей и главного редуктора? Заводские схемы аэродромного оборудования?

  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добавка. Оборудование для отработки слепых полётов.

Первоначально это были оранжевые светофильтры на все окна пилотской кабины, которые крепились  пружинящими фиксаторами, позже ( этот кошмар я застал) присосками,ох и потрахались  помучались техники с ними на морозе....Мало что присоски отлетали от стёкол, так ещё эти светофильтры становились хрупкими и ломались... А на курсанта надевали очки, типа горнолыжных или мотоциклетных, с синими светофильтрами.

А потом  на заводе стали устанавливать комплекты шторок на новые вертолёты  и дополнительно  пришли такие комплекты для ранее выпущенных машин. Помню , что устанавливали их. Шторки закрывали все окна слева и была  продольная шторка  между  пилотскими местами. В кабине монтировалась замкнутая  система тросиков и роликов , шторки этой системой инструктор мог задёрнуть очень быстро и внезапно. На нижний левый блистер шторка ставилась перед полётом.

Был у нас инженер эскадрильи , Фролыч, Царствие ему небесное, так вот он ещё для Ми - 1 сделал из фибры маски, вроде сварочных, по нижней кромке обрезана маска была так, что курсант мог видеть только необходимые  приборы. А потом он это дело достал из заначки  и маски пользовали и на Ми - 2.

  • Upvote 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, andrey-58 сказал:

 

Сделать подборку с открытыми капотами? Нужны ли заводские схемы , почти чертежи , с размерами двигателей и главного редуктора? Заводские схемы аэродромного оборудования?

Информация лишней не бывает! Спасибо, все что выше очень пригодится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый день!

Наземное оборудование. Ну вёдра - воронки ключи гаечные , думаю не надо... Так что только то, что часто пользовали.Всё дёрнуто из ТО и ИЭ наземного оборудования

Scan0004.jpg

стрт0004.jpg

стт.jpg

тт.jpg

  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бортовая лебёдка и спасательное кресло. Лебёдку на фото поищу, а вот кресла нигде не видел

ЛЕБЁДКА а.jpg

КРЕСЛО а.jpg

Изменено пользователем andrey-58
  • Upvote 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нормальный вид рабочей машины в командировке, особенно зимой. Командир - "Мужики , вы хоть бортовые ототрите.....:angry:"

sc2fPrO0I1g.jpg

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
×
×
  • Создать...