Перейти к содержанию

Учим матчасть вертолётов


andrey-58

Рекомендуемые сообщения

Я сегодня тут "поумничал" - по поводу ХВ на моделях вертолётов Ми, и тёзка Андрей WALKER высказал в комментариях мысль  о "чайниках" , ничего в матчасти не соображающих...

Ну и вот рискну создать тему по матчасти вертолётов Ми, как мне более близких...

Начну с Ми - 1А / Ми - 1М.

 Речь только об основных отличиях во внешнем виде, ибо , в основном , это - то и интересно моделистам.

Ми - 1А - первая серийная модификация вертолёта, Ми -1 или вообще не строился или строился  очень малой серией.

Было ДВЕ основные модификации - Ми - 1А и Ми - 1АУ - учебный, двухместный. Все остальные буквы , в частности "Т", как на чертежах - "трёхсот часовой" отражали заводские доработки и в эксплуатации не озвучивались. Не существовало серийной модели Ми - 3, только опытная машина.

Так вот , "АУ". Была доработана ферма фюзеляжа под перекомпоновку кабины - убран пассажирский диван, перенесено кресло и управление  командира, добавлено кресло и управление курсанта. Над местом инструктора вместо плоского стекла установлен блистер, увеличивающий высоту кабины над головой. Для обучения  полётам по приборам кабина оборудована системой шторок. .Ну и радиооборудование  там изменено... ну это не важно для нас...

Выкладываю несколько схем и чертёжики Ми - 1А. Дана компоновка кабины Ми - 1МУ, но точно такая же была и у АУ.

 

16.jpg

20.jpg

Ми - 1АУ.jpg

сканирование0070.jpg

 

File0288.jpg

Изменено пользователем andrey-58
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ми - 1М.

 Основные отличия от Ми - 1А -

Установлены цельнометаллические лопасти.

Ферма фюзеляжа увеличена по ширине на 160мм и по высоте, соответственно увеличились габариты кабины.

Изменена форма остекления кабины.

Изменена форма носа, стал менее острым.

На хвостовой балке, внизу, смонтирован контейнер для датчика ГИК - гироиндукционного компаса.

Предусмотрена навеска санитарных гондол.

В задней части фюзеляжа появилась крышка  люка багажника.

На чертеже и фото вертолёт с лопастями смешанной конструкции, первые серии шли в такой комплектации. Кстати, лопасти от Ми - 2 подходят к Ми - 1М по креплению, потому на памятниках и в музеях такая замена встречается. В моём облаке есть хорошая статья от поляков по этому аппарату - https://cloud.mail.ru/public/BznE/TE1HVEhSr   File0286.thumb.jpg.c29eb7473d3c27787fa9312dcbeef08b.jpg

 

File0287.jpg

 

 

Ми - 1М лопасти_004.jpg

Ми - 1М лопасти_002.jpg

Изменено пользователем andrey-58
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, andrey-58 сказал:

Ну и вопрос к уважаемым коллегам - "А оно нам надо?!?" Тема такая?

Надо! Особенно по Ми-2. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исправление и дополнение по Ми - 1

Во - первых  - поляки обсняли Ми - 1А, пока пост готовил - помнил об этом, потом "замкнуло" и ссылку кинул в Ми - 1М.

Во - вторых - внимательно смотрите фото прототипов - у Ми - 1А две антенные мачты на капоте редуктора, у Ми - 1М - одна , слева.

Есть фото Ми - 1 М с "пузырями" на боковинах редукторного отсека, есть - без. С чем это связано не знаю.

В АиВ  № 4 , 1998 год,  в монографии "Милевская "единичка"" В. Михеев пишет что с начала 60-х годов в серии строится Ми - 1М и Ми - 1 МНХ оснащённый цельнометаллическими лопастями и  ГИДРОУСИЛИТЕЛЯМИ , Установка гидроусилителей была связана с увеличившимися усилиями на ручке управления и неустойчивостью на некоторых режимах полёта и вариантах загрузки.Но в книге "Ми - 1М , дополнение к техническому описанию вертолёта Ми - 1А" , Военное издательство министерства обороны , Москва, 1963 год , об усилителях ни слова. (Отличия Ми - 1М от Ми - 1А я списал из этой книги.) В статье Сергея Колосова "Всё начиналось с "единички"", журнал "Самолёты мира" №1 1998 год , рассказывается об испытаниях машины с ЦМ лопастями и компенсирующим крылом.Как я понял в результате изменили углы установки триммерных пластин на лопастях и дело улучшилось.. Да, упоминается о машинах с бустерами.  В частности пишется, что в 1958 году Ми - 1 М с металлическими лопастями и ОПЫТНЫМИ гидроусилителями  БУ - 50 прошёл заводские испытания, в 1959 году - сравнительные испытания одной  машины с ГУ и другой с компенсирующим крылом... В итоге о серии -  "ни гу-гу". Собственно сей пассаж адресован любителям всё открывать,может быть кто - то что - то знает более конкретно.

И добавлю фото сельскохозяйственных машин и 1А и 1М и машины  с санитарной гондолой. Кстати, гондола была одна, справа, слева вешался доп. бак. Фото на Шипке ошибочно подписано Ми - 1А , там Ми - 1М

 

768543_a700a30e8e3285ea6ee62ea85367ea6d.jpg

Mi-1_ambulance.JPG

Mi-1-4.jpg

Mil_Mi-1_Hun_1.jpg

Ми-1А шипка ок+.jpg

Ми - 1А СХ.JPG

800px-Mil_Mi-1_(OH-HRC)_Keski-Suomen_ilmailumuseo_1.JPG

Valmet_Vihuri_(VH-18)_Keski-Suomen_ilmailumuseo_2.JPG

Изменено пользователем andrey-58
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И вот ещё одна фотография, сюжет  которой может стать сюжетом диарамки - это процедура именуемая "конус бить", по инструкции - "Проверка соконусности лопастей". Проводится после установки лопастей на вертолёт. "Соконусным называется такое движение лопастей несущего винта при вращении, при котором они движутся по поверхности одного и того же конуса" Процесс: звонок в эскадрилью лётчикам  - "Ну подходите на борт №... Конус бить.." Пока идут, техник делает вот что - концы лопастей  проверяемого винта окрашивает в разные цвета, для этого у инженера есть заветная коробочка цветных карандашиков.... Готовит  приспособление, в принципе - обычная труба, берёт пачку старых листов бумаги - или тонкий картон или ватман, сворачивает трубочкой, вставляет в трубу, и с ним прибывает на борт. Приходит лётчик, будит заснувшего в салоне техника - "Ну чё, запуск?" - "Ага..." Запуск, выход на режим, техник уже стоит под окружностью винта, поднимает приспособу.... чирк, картон в клочья, лётчик матом , техник в тоске... опять всё с начала.... Не, не... Так быть не может.... Но бывает.... А должны  лопасти  аккуратно чиркнуть концами по бумаге , оставив три метки если полный раздрызг или две - одна двух цветная ,одна отдельная, если одна лопасть вылетела , ну или одна метка - трёхцветная, если всё "Зашибись!!". Потом регулировка,если что не так, потом -  "Конус бьём", опять смотрим...

1346046_d923b8f318ed737f66e65236dd9fbf2c.jpg

Изменено пользователем andrey-58
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добавлю, если можно, фото своего первого тренера, настоящий человек , летчик и авиамоделист давший мне путевку в авиамодельное небо...

i (1).jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И д

5 часов назад, бак1 сказал:

Добавлю, если можно, фото своего первого тренера, настоящий человек , летчик и авиамоделист давший мне путевку в авиамодельное небо...

i (1).jpg

И даже нужно! Спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добавка по Ми - 1 - на фото сельскохозяйственных  не просматриваются антенны РВ и контейнер ГИК .... Почему бы это?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь по просьбе другого тёзки - Андрея бак1 поговорим о Ми - 2.

Разговор будет ТОЛЬКО о СЕРИЙНЫХ ГРАЖДАНСКИХ бортах.

Ещё позавчера я подумывал уложиться в один коротенький пост мол, Ми - 2 он и в Африке Ми - 2, и всей разницы - жабры на радиоотсеке... Ага! Щаз!!! Чуть копнул и ....

В общем по внешнему виду фюзеляжи я пока делю на три типа, (а там вдруг ещё что появится...) -  (по предполагаемой очерёдности производства)

Со сдвижным  блистером слева и лючками на правом борту

Со сдвижной дверью слева и жабрами охлаждения радиоотсека

Со сдвижной дверью и без жабр.

Дверь слева , вроде как появилась после 20 производственной серии, откуда я эти данные взял - не помню.

 Дополнительно по внешности - на вертолётах для армии и ДОСААФ ( а оно , как известно, резерв!) на носу и под промежуточным редуктором  монтировались антенны , а  в грузовой / пассажирской кабине -  сейф,   системы .....  в общем какой - то сов. секретной системы.

Для справки , расшифровка заводского серийного номера, он наносился на хвостовой балке перед стабилизатором.

Итак, серийник ( взят с потолка) : 514540125

51  - транспортная машина  ( 52 - сельхоз. вариант ; 53 -пассажирская ; 54 - учебная ; 55 - спасатель ; 56 - боевой.)

45 -№ серии

40 - № в серии

12 - месяц выпуска , декабрь

5  - последняя цифра года выпуска.

 В 89 - 90 годах мы получали машины 100-х серий.

По поводу предназначения бортов и , соответственно, первой цифры - к нам поступали машины с обозначением "54", но все оборудованные бортовыми лебёдками  и дежурили по весне как спасатели...

В начале 80-х , видимо в 81 - 82 году, пришли новые борта, открыли контейнер а там -  чего - то полосатое!  Оказалось, где -то что - то спутали и пришла к нам сельская хозяйка.... Звонили, писали, решали - в общем её не состоявшиеся эксплуатанты нашлись, позвонили в УАЦ и сказали " Да не парьтесь, работайте, ваша у нас тут уже клопов - жуков травит по полной" Это к чему - ЛЮБОЙ вариант мог быть переоборудован в ЛЮБОЙ силами техников эксплуатирующего предприятия, благо оборудование, в частности санитарное, шло в комплекте. Так и летала у нас, вся зелёная , с белыми полосами. Б\Н , помню был жёлтый   "14".

Никогда , нигде, не видел работу Ми - 2 с внешней подвеской.В тех описании вертолёта эта система описана, но большущий вопрос применялась - ли когда - то ?!?

Не строились серийно вертолёты с двигателями мощность 450л.с., двигателя не работали нормально.

 Далее свою писанину буду сопровождать фотографиями, они собраны попарно, на всех слева - "было" , справа - "стало"

Прилагается фото списанной машины с видимым серийным номером.

scale_2400.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Начнём с хвостовой балки.

На ранних сериях антенны радиовысотомера располагались снаружи балки , потом они переместились внутрь, вырезы в балке закрывались плоскими крышками на винтах , стыки герметизировались.

Кожух вала на ранних сериях полностью крепился на винтах , для обслуживания  карданных шарниров и опор вала были прорезаны лючки, крепившиеся на рояльных петлях и закрывавшиеся  на три замка ДЗУС каждый. На поздних сериях кожух стал полностью откидным так же на рояльной петле и замки ДЗУС. Вот на фото разбитой машины из предыдущего поста отлично видно крепление кожуха поздних серийDSCF1764.thumb.JPG.476532dac18216838b8c70a7ccbca6ee.JPG

mi-2_0211.jpg

Mi-2_Klimovsk_104.jpg

Изменено пользователем andrey-58
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Охлаждение радиоотсека. Ну тут без особенностей. На зелёном сохранилась тросовая антенна,двухлучевая, между ними есть перемычка , на фото её слабо, но видно, на правом борту луч крепился аналогично, но ввод был только на левом, вторые точки крепления были на законцовках стабилизаторов,  с помощью карабинчиков за кольца.

DSCF1436 _2_.JPG

Изменено пользователем andrey-58
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:( Прошу прощения - серийник я не с потолка взял, а когда - то с АиВ - монографии списал.....:( И забыл об этом.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь по средним капотам двигателя  и правому борту фюзеляжа. На капотах , за выхлопными патрубками были лючки с врезанными в них сетками, потом лючки упразднили а сетки врезали в капот.

 На правом борту исчез лючок сигнализатора заправки бака (нижний), и техники изворачивались на заправке, держа пистолет в левой руке и наблюдая за показанием топливомера или через стекло в двери или  через открытую дверь....

Исчез лючок краника слива дренажного бачка двигателей, его перенесли под выпуклый лючок внизу.

DSCF1338.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всем доброго дня!

теперь о военной аппаратуре, точнее о корпусах антенн и сейфе. Что это за аппаратура я не знаю. У нас её не было.

Сейф я обмерял лет.....35 тому назад.

А вот "рожки" и короб под балкой - :(

Дверь с жалюзи на сейфе съёмная, вроде на двух замках.

Подушка на сейфе - поролоновый матрасик ,обшитый ХБ тканью,зелёный чехол можно снять. Подушки на пилотские сиденья- такая же конструкция.

 

45239882.jpg

 

Resize of 119mi2b - копия.jpg

mi-2_0001.jpg

Изменено пользователем andrey-58
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и о внешнем изменении , которое повлекло капитальные изменения в компоновке кабины экипажа.

Замена левого сдвижного блистера на сдвижную дверь.

Как до этого командир на своё место попадал - я бы с удовольствием посмотрел.... Особенно если вертолёт с двойным управлением...

 Ну ладно, приступим. Изменилось это всё к 20 серии, где - то вначале 70-х годов. Фото верхних электропультов и потолка  современной кабины  мои, это снято в одном из последних вертолётов нашего УАЦ перед отправкой их в Москву.Все изменения видны на фото.  После замены на дверь часть пультов из-под блистера  переместили на электропульты на потолок, часть - на приборную доску. Видимо тогда же панели пультов и приборной доски стали зелёными. Но в этом я не уверен.72120043.thumb.JPG.5299661621dc04819c42f9165792a198.JPGDSCF1384.thumb.JPG.c86f980fe703f3a02fafb25fd084a37c.JPG

DSCF1416.JPG

DSCF1431.JPG

DSCF1432.JPG

MI-2_IYETO_kn1_ch2_017.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всем доброго дня!

Собственно это всё , что я нарыл в сети по внешним  различиям в конструкции вертолётов  разных периодов выпуска.

Добавлю - отличались компоновки приборных  досок вертолётов   для иностранных эксплуатантов. Позднее стали комплектовать ДжПиэС навигаторами и проч....

Сделать подборку с открытыми капотами? Нужны ли заводские схемы , почти чертежи , с размерами двигателей и главного редуктора? Заводские схемы аэродромного оборудования?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добавка. Оборудование для отработки слепых полётов.

Первоначально это были оранжевые светофильтры на все окна пилотской кабины, которые крепились  пружинящими фиксаторами, позже ( этот кошмар я застал) присосками,ох и потрахались  помучались техники с ними на морозе....Мало что присоски отлетали от стёкол, так ещё эти светофильтры становились хрупкими и ломались... А на курсанта надевали очки, типа горнолыжных или мотоциклетных, с синими светофильтрами.

А потом  на заводе стали устанавливать комплекты шторок на новые вертолёты  и дополнительно  пришли такие комплекты для ранее выпущенных машин. Помню , что устанавливали их. Шторки закрывали все окна слева и была  продольная шторка  между  пилотскими местами. В кабине монтировалась замкнутая  система тросиков и роликов , шторки этой системой инструктор мог задёрнуть очень быстро и внезапно. На нижний левый блистер шторка ставилась перед полётом.

Был у нас инженер эскадрильи , Фролыч, Царствие ему небесное, так вот он ещё для Ми - 1 сделал из фибры маски, вроде сварочных, по нижней кромке обрезана маска была так, что курсант мог видеть только необходимые  приборы. А потом он это дело достал из заначки  и маски пользовали и на Ми - 2.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, andrey-58 сказал:

 

Сделать подборку с открытыми капотами? Нужны ли заводские схемы , почти чертежи , с размерами двигателей и главного редуктора? Заводские схемы аэродромного оборудования?

Информация лишней не бывает! Спасибо, все что выше очень пригодится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый день!

Наземное оборудование. Ну вёдра - воронки ключи гаечные , думаю не надо... Так что только то, что часто пользовали.Всё дёрнуто из ТО и ИЭ наземного оборудования

Scan0004.jpg

стрт0004.jpg

стт.jpg

тт.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бортовая лебёдка и спасательное кресло. Лебёдку на фото поищу, а вот кресла нигде не видел

ЛЕБЁДКА а.jpg

КРЕСЛО а.jpg

Изменено пользователем andrey-58
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нормальный вид рабочей машины в командировке, особенно зимой. Командир - "Мужики , вы хоть бортовые ототрите.....:angry:"

sc2fPrO0I1g.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...