andrey-58 Опубликовано 2 апреля, 2023 Жалоба Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2023 (изменено) Я сегодня тут "поумничал" - по поводу ХВ на моделях вертолётов Ми, и тёзка Андрей WALKER высказал в комментариях мысль о "чайниках" , ничего в матчасти не соображающих... Ну и вот рискну создать тему по матчасти вертолётов Ми, как мне более близких... Начну с Ми - 1А / Ми - 1М. Речь только об основных отличиях во внешнем виде, ибо , в основном , это - то и интересно моделистам. Ми - 1А - первая серийная модификация вертолёта, Ми -1 или вообще не строился или строился очень малой серией. Было ДВЕ основные модификации - Ми - 1А и Ми - 1АУ - учебный, двухместный. Все остальные буквы , в частности "Т", как на чертежах - "трёхсот часовой" отражали заводские доработки и в эксплуатации не озвучивались. Не существовало серийной модели Ми - 3, только опытная машина. Так вот , "АУ". Была доработана ферма фюзеляжа под перекомпоновку кабины - убран пассажирский диван, перенесено кресло и управление командира, добавлено кресло и управление курсанта. Над местом инструктора вместо плоского стекла установлен блистер, увеличивающий высоту кабины над головой. Для обучения полётам по приборам кабина оборудована системой шторок. .Ну и радиооборудование там изменено... ну это не важно для нас... Выкладываю несколько схем и чертёжики Ми - 1А. Дана компоновка кабины Ми - 1МУ, но точно такая же была и у АУ. Изменено 2 апреля, 2023 пользователем andrey-58 3 3 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 2 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2023 (изменено) Ми - 1М. Основные отличия от Ми - 1А - Установлены цельнометаллические лопасти. Ферма фюзеляжа увеличена по ширине на 160мм и по высоте, соответственно увеличились габариты кабины. Изменена форма остекления кабины. Изменена форма носа, стал менее острым. На хвостовой балке, внизу, смонтирован контейнер для датчика ГИК - гироиндукционного компаса. Предусмотрена навеска санитарных гондол. В задней части фюзеляжа появилась крышка люка багажника. На чертеже и фото вертолёт с лопастями смешанной конструкции, первые серии шли в такой комплектации. Кстати, лопасти от Ми - 2 подходят к Ми - 1М по креплению, потому на памятниках и в музеях такая замена встречается. В моём облаке есть хорошая статья от поляков по этому аппарату - https://cloud.mail.ru/public/BznE/TE1HVEhSr Изменено 2 апреля, 2023 пользователем andrey-58 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 2 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2023 Ну и вопрос к уважаемым коллегам - "А оно нам надо?!?" Тема такая? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Диспетчер Опубликовано 2 апреля, 2023 Жалоба Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2023 Конечно надо! 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
бак1 Опубликовано 3 апреля, 2023 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 апреля, 2023 8 часов назад, andrey-58 сказал: Ну и вопрос к уважаемым коллегам - "А оно нам надо?!?" Тема такая? Надо! Особенно по Ми-2. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 3 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 3 апреля, 2023 (изменено) Исправление и дополнение по Ми - 1 Во - первых - поляки обсняли Ми - 1А, пока пост готовил - помнил об этом, потом "замкнуло" и ссылку кинул в Ми - 1М. Во - вторых - внимательно смотрите фото прототипов - у Ми - 1А две антенные мачты на капоте редуктора, у Ми - 1М - одна , слева. Есть фото Ми - 1 М с "пузырями" на боковинах редукторного отсека, есть - без. С чем это связано не знаю. В АиВ № 4 , 1998 год, в монографии "Милевская "единичка"" В. Михеев пишет что с начала 60-х годов в серии строится Ми - 1М и Ми - 1 МНХ оснащённый цельнометаллическими лопастями и ГИДРОУСИЛИТЕЛЯМИ , Установка гидроусилителей была связана с увеличившимися усилиями на ручке управления и неустойчивостью на некоторых режимах полёта и вариантах загрузки.Но в книге "Ми - 1М , дополнение к техническому описанию вертолёта Ми - 1А" , Военное издательство министерства обороны , Москва, 1963 год , об усилителях ни слова. (Отличия Ми - 1М от Ми - 1А я списал из этой книги.) В статье Сергея Колосова "Всё начиналось с "единички"", журнал "Самолёты мира" №1 1998 год , рассказывается об испытаниях машины с ЦМ лопастями и компенсирующим крылом.Как я понял в результате изменили углы установки триммерных пластин на лопастях и дело улучшилось.. Да, упоминается о машинах с бустерами. В частности пишется, что в 1958 году Ми - 1 М с металлическими лопастями и ОПЫТНЫМИ гидроусилителями БУ - 50 прошёл заводские испытания, в 1959 году - сравнительные испытания одной машины с ГУ и другой с компенсирующим крылом... В итоге о серии - "ни гу-гу". Собственно сей пассаж адресован любителям всё открывать,может быть кто - то что - то знает более конкретно. И добавлю фото сельскохозяйственных машин и 1А и 1М и машины с санитарной гондолой. Кстати, гондола была одна, справа, слева вешался доп. бак. Фото на Шипке ошибочно подписано Ми - 1А , там Ми - 1М Изменено 3 апреля, 2023 пользователем andrey-58 3 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 4 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 4 апреля, 2023 (изменено) И вот ещё одна фотография, сюжет которой может стать сюжетом диарамки - это процедура именуемая "конус бить", по инструкции - "Проверка соконусности лопастей". Проводится после установки лопастей на вертолёт. "Соконусным называется такое движение лопастей несущего винта при вращении, при котором они движутся по поверхности одного и того же конуса" Процесс: звонок в эскадрилью лётчикам - "Ну подходите на борт №... Конус бить.." Пока идут, техник делает вот что - концы лопастей проверяемого винта окрашивает в разные цвета, для этого у инженера есть заветная коробочка цветных карандашиков.... Готовит приспособление, в принципе - обычная труба, берёт пачку старых листов бумаги - или тонкий картон или ватман, сворачивает трубочкой, вставляет в трубу, и с ним прибывает на борт. Приходит лётчик, будит заснувшего в салоне техника - "Ну чё, запуск?" - "Ага..." Запуск, выход на режим, техник уже стоит под окружностью винта, поднимает приспособу.... чирк, картон в клочья, лётчик матом , техник в тоске... опять всё с начала.... Не, не... Так быть не может.... Но бывает.... А должны лопасти аккуратно чиркнуть концами по бумаге , оставив три метки если полный раздрызг или две - одна двух цветная ,одна отдельная, если одна лопасть вылетела , ну или одна метка - трёхцветная, если всё "Зашибись!!". Потом регулировка,если что не так, потом - "Конус бьём", опять смотрим... Изменено 4 апреля, 2023 пользователем andrey-58 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
бак1 Опубликовано 4 апреля, 2023 Жалоба Поделиться Опубликовано 4 апреля, 2023 Добавлю, если можно, фото своего первого тренера, настоящий человек , летчик и авиамоделист давший мне путевку в авиамодельное небо... 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 4 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 4 апреля, 2023 И д 5 часов назад, бак1 сказал: Добавлю, если можно, фото своего первого тренера, настоящий человек , летчик и авиамоделист давший мне путевку в авиамодельное небо... И даже нужно! Спасибо! 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 5 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 Добавка по Ми - 1 - на фото сельскохозяйственных не просматриваются антенны РВ и контейнер ГИК .... Почему бы это? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 5 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 Теперь по просьбе другого тёзки - Андрея бак1 поговорим о Ми - 2. Разговор будет ТОЛЬКО о СЕРИЙНЫХ ГРАЖДАНСКИХ бортах. Ещё позавчера я подумывал уложиться в один коротенький пост мол, Ми - 2 он и в Африке Ми - 2, и всей разницы - жабры на радиоотсеке... Ага! Щаз!!! Чуть копнул и .... В общем по внешнему виду фюзеляжи я пока делю на три типа, (а там вдруг ещё что появится...) - (по предполагаемой очерёдности производства) Со сдвижным блистером слева и лючками на правом борту Со сдвижной дверью слева и жабрами охлаждения радиоотсека Со сдвижной дверью и без жабр. Дверь слева , вроде как появилась после 20 производственной серии, откуда я эти данные взял - не помню. Дополнительно по внешности - на вертолётах для армии и ДОСААФ ( а оно , как известно, резерв!) на носу и под промежуточным редуктором монтировались антенны , а в грузовой / пассажирской кабине - сейф, системы ..... в общем какой - то сов. секретной системы. Для справки , расшифровка заводского серийного номера, он наносился на хвостовой балке перед стабилизатором. Итак, серийник ( взят с потолка) : 514540125 51 - транспортная машина ( 52 - сельхоз. вариант ; 53 -пассажирская ; 54 - учебная ; 55 - спасатель ; 56 - боевой.) 45 -№ серии 40 - № в серии 12 - месяц выпуска , декабрь 5 - последняя цифра года выпуска. В 89 - 90 годах мы получали машины 100-х серий. По поводу предназначения бортов и , соответственно, первой цифры - к нам поступали машины с обозначением "54", но все оборудованные бортовыми лебёдками и дежурили по весне как спасатели... В начале 80-х , видимо в 81 - 82 году, пришли новые борта, открыли контейнер а там - чего - то полосатое! Оказалось, где -то что - то спутали и пришла к нам сельская хозяйка.... Звонили, писали, решали - в общем её не состоявшиеся эксплуатанты нашлись, позвонили в УАЦ и сказали " Да не парьтесь, работайте, ваша у нас тут уже клопов - жуков травит по полной" Это к чему - ЛЮБОЙ вариант мог быть переоборудован в ЛЮБОЙ силами техников эксплуатирующего предприятия, благо оборудование, в частности санитарное, шло в комплекте. Так и летала у нас, вся зелёная , с белыми полосами. Б\Н , помню был жёлтый "14". Никогда , нигде, не видел работу Ми - 2 с внешней подвеской.В тех описании вертолёта эта система описана, но большущий вопрос применялась - ли когда - то ?!? Не строились серийно вертолёты с двигателями мощность 450л.с., двигателя не работали нормально. Далее свою писанину буду сопровождать фотографиями, они собраны попарно, на всех слева - "было" , справа - "стало" Прилагается фото списанной машины с видимым серийным номером. 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 5 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 (изменено) Начнём с хвостовой балки. На ранних сериях антенны радиовысотомера располагались снаружи балки , потом они переместились внутрь, вырезы в балке закрывались плоскими крышками на винтах , стыки герметизировались. Кожух вала на ранних сериях полностью крепился на винтах , для обслуживания карданных шарниров и опор вала были прорезаны лючки, крепившиеся на рояльных петлях и закрывавшиеся на три замка ДЗУС каждый. На поздних сериях кожух стал полностью откидным так же на рояльной петле и замки ДЗУС. Вот на фото разбитой машины из предыдущего поста отлично видно крепление кожуха поздних серий Изменено 5 апреля, 2023 пользователем andrey-58 1 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 5 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 (изменено) Охлаждение радиоотсека. Ну тут без особенностей. На зелёном сохранилась тросовая антенна,двухлучевая, между ними есть перемычка , на фото её слабо, но видно, на правом борту луч крепился аналогично, но ввод был только на левом, вторые точки крепления были на законцовках стабилизаторов, с помощью карабинчиков за кольца. Изменено 5 апреля, 2023 пользователем andrey-58 1 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 5 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 Прошу прощения - серийник я не с потолка взял, а когда - то с АиВ - монографии списал..... И забыл об этом..... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 5 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 Теперь по средним капотам двигателя и правому борту фюзеляжа. На капотах , за выхлопными патрубками были лючки с врезанными в них сетками, потом лючки упразднили а сетки врезали в капот. На правом борту исчез лючок сигнализатора заправки бака (нижний), и техники изворачивались на заправке, держа пистолет в левой руке и наблюдая за показанием топливомера или через стекло в двери или через открытую дверь.... Исчез лючок краника слива дренажного бачка двигателей, его перенесли под выпуклый лючок внизу. 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 6 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 6 апреля, 2023 (изменено) Всем доброго дня! теперь о военной аппаратуре, точнее о корпусах антенн и сейфе. Что это за аппаратура я не знаю. У нас её не было. Сейф я обмерял лет.....35 тому назад. А вот "рожки" и короб под балкой - Дверь с жалюзи на сейфе съёмная, вроде на двух замках. Подушка на сейфе - поролоновый матрасик ,обшитый ХБ тканью,зелёный чехол можно снять. Подушки на пилотские сиденья- такая же конструкция. Изменено 6 апреля, 2023 пользователем andrey-58 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 6 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 6 апреля, 2023 добавлю фото к предыдущему посту Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 6 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 6 апреля, 2023 Ну и о внешнем изменении , которое повлекло капитальные изменения в компоновке кабины экипажа. Замена левого сдвижного блистера на сдвижную дверь. Как до этого командир на своё место попадал - я бы с удовольствием посмотрел.... Особенно если вертолёт с двойным управлением... Ну ладно, приступим. Изменилось это всё к 20 серии, где - то вначале 70-х годов. Фото верхних электропультов и потолка современной кабины мои, это снято в одном из последних вертолётов нашего УАЦ перед отправкой их в Москву.Все изменения видны на фото. После замены на дверь часть пультов из-под блистера переместили на электропульты на потолок, часть - на приборную доску. Видимо тогда же панели пультов и приборной доски стали зелёными. Но в этом я не уверен. 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 6 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 6 апреля, 2023 Дополнение : 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 8 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2023 Всем доброго дня! Собственно это всё , что я нарыл в сети по внешним различиям в конструкции вертолётов разных периодов выпуска. Добавлю - отличались компоновки приборных досок вертолётов для иностранных эксплуатантов. Позднее стали комплектовать ДжПиэС навигаторами и проч.... Сделать подборку с открытыми капотами? Нужны ли заводские схемы , почти чертежи , с размерами двигателей и главного редуктора? Заводские схемы аэродромного оборудования? 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 8 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2023 Добавка. Оборудование для отработки слепых полётов. Первоначально это были оранжевые светофильтры на все окна пилотской кабины, которые крепились пружинящими фиксаторами, позже ( этот кошмар я застал) присосками,ох и потрахались помучались техники с ними на морозе....Мало что присоски отлетали от стёкол, так ещё эти светофильтры становились хрупкими и ломались... А на курсанта надевали очки, типа горнолыжных или мотоциклетных, с синими светофильтрами. А потом на заводе стали устанавливать комплекты шторок на новые вертолёты и дополнительно пришли такие комплекты для ранее выпущенных машин. Помню , что устанавливали их. Шторки закрывали все окна слева и была продольная шторка между пилотскими местами. В кабине монтировалась замкнутая система тросиков и роликов , шторки этой системой инструктор мог задёрнуть очень быстро и внезапно. На нижний левый блистер шторка ставилась перед полётом. Был у нас инженер эскадрильи , Фролыч, Царствие ему небесное, так вот он ещё для Ми - 1 сделал из фибры маски, вроде сварочных, по нижней кромке обрезана маска была так, что курсант мог видеть только необходимые приборы. А потом он это дело достал из заначки и маски пользовали и на Ми - 2. 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
бак1 Опубликовано 8 апреля, 2023 Жалоба Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2023 1 час назад, andrey-58 сказал: Сделать подборку с открытыми капотами? Нужны ли заводские схемы , почти чертежи , с размерами двигателей и главного редуктора? Заводские схемы аэродромного оборудования? Информация лишней не бывает! Спасибо, все что выше очень пригодится. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 10 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 10 апреля, 2023 Добрый день! Наземное оборудование. Ну вёдра - воронки ключи гаечные , думаю не надо... Так что только то, что часто пользовали.Всё дёрнуто из ТО и ИЭ наземного оборудования 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 10 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 10 апреля, 2023 (изменено) Бортовая лебёдка и спасательное кресло. Лебёдку на фото поищу, а вот кресла нигде не видел Изменено 10 апреля, 2023 пользователем andrey-58 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
andrey-58 Опубликовано 10 апреля, 2023 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 10 апреля, 2023 Нормальный вид рабочей машины в командировке, особенно зимой. Командир - "Мужики , вы хоть бортовые ототрите....." 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.